29. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания (если таковые предусмотрены) с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких поступающих.
33. При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:
вступительные испытания проводятся для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 11.12.2015 N 1456)
присутствие ассистента из числа работников образовательной организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 11.12.2015 N 1456)
поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:
задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;
д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.
В ГБПОУ СО "ХАЛ" вступительные испытания не предусмотрены.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья в лицее имеются 3 учебных кабинета, расположенные на первом этаже здания.
Проведение практических занятий в лицее осуществляется в доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья мастерских и лабораториях:
Здание лабораторий и мастерских Электромонтажная мастерская
Спортивные занятия проводятся в двухэтажном здании лицея. Спортивный зал находится на первом этаже.
в ГБПОУ СО "ХАЛ" имеется столовая на 100 посадочных мест. Распологается столовая на первом этаже здания.
ГБПОУ СО «ХАЛ» имеет лицензированный медицинский кабинет.
Квалифицированная медицинская сестра следит за здоровьем обучающихся лицея.
Медицинский кабинет расположен на первом этаже главного корпуса лицея.
Цель профориентационной работы
Осознанное и адекватное профессиональное самоопределение
абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями
здоровья по программам среднего профессионального образования
Задачи профориентационной работы
-
Проведение профессиональной диагностики для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с целью осознания влияния ограничений здоровья на возможности профессиональной самореализации.
-
Разработка и реализация информационно-технологических ресурсов, обеспечивающих широкий доступ абитуриентам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и их родителям к информации о будущей профессии, условиям поступления и обучения, возможным ограничениям и требованиям.
-
Задачи профориентационной работы:
-изучение и прогнозирование перспектив формирование контингента лицея;
-комплектование 1 курса;
-пропаганда уровня образовательной деятельности лицея;
-создание привлекательного образа лицея в городе , районе, возможностей трудоустройства на предприятия города и муниципальные предприятия района;
-установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, а также с работодателями
Приложение к постановлению Министерства труда РФ от 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 192- дэ в контексте Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
«Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» от 8 апреля 2014 г. № АК-44/05ВН и др.
Субъектное поле профориентационной работы представлено внешними и внутренними субъектами
Внешние субъекты (по отношению к образовательному процессу лицея): учащиеся образовательных организаций с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родители; руководители, педагоги и специалисты организаций общего, специального и дополнительного образования; общественных организаций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты социальных служб, центров занятости населения.
Внутренние субъекты (по отношению к образовательному процессу лицея): инженерно-педагогический состав лицея и обучающиеся лицея, довузовской подготовки и приемной комиссии.
Целевая аудитория профориентационной работы
Лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Родители / законные представители лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Педагоги, психологи и другие специалисты, работающие с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Условия организации и реализации профориентационной работы
- соблюдение условий преемственности между ступенями образования: от общего к профессиональному, высшему и послевузовскому образованию для инвалидов;
Этапы профориентационной деятельности
1этап Медико-биологическое обследование
2этап Комплексная психологическая диагностика
3этап Психологическое консультирование
4этап Психологическая коррекция
Профориентационная (профессионально-личностная) диагностика
- выявление индивидуальных способностей, интересов, склонностей к определенным профессиям, определение возможного спектра будущих профессий, доступных школьникам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В ходе реализации данного направления осуществляется исследование особенностей личности учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; исследование способностей, интересов, склонностей; исследование мотивационной сферы учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Этапы профориентационной диагностики
I. Первичное собеседование
II. Социальная диагностика
III. Базовый этап — собственно профориентационное (профессиональноличностное тестирование)
IV. Профессиональный этап
V. Собеседование, индивидуальная консультация
VI. Итоговое заключение
Особенности диагностики с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
- индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми;
- необходимо ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения;
- учёт диапазона различий в развитии детей и подростков с ОВЗ; - учёт половозрастных особенностей подростков;
- необходимым условием диагностики и консультирования подростков с ОВЗ является их желание проходить тестирование и консультироваться;
- привлечение к профориентационной работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ;
- индивидуальный и личностно ориентированный подходы, преобладание индивидуальных форм работы над групповыми;
- необходимо ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном деле подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения; - учёт диапазона различий в развитии детей и подростков с ОВЗ;
- учёт половозрастных особенностей подростков;
- необходимым условием диагностики и консультирования подростков с ОВЗ является их желание проходить тестирование и консультироваться;
- привлечение к профориентационной работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.
Психологическая диагностика абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
- Диагностика интеллектуальной сферы и способностей учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
- Диагностика личностных особенностей учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья ;
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей у лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Направления профконсультационной работы:
Направления профконсультационной работы:
- Справочно-информационное направление;
- Организационно-управленческий подход;
- Адаптационное профконсультирование;
- Стимулирующее профконсультирование;
- Коррекционное профконсультирование;
- Реабилитационное консультирование.
Этапы профконсультирования
Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе - составить общее представление о проблеме подростка.
Первый этап. Задача консультанта - помочь подростку сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами подростка.
Второй этап. Основная задача - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы подростка глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условии ее проведения.
Третий этап. Консультант и подросток совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностикокорректирующая, формирующая).
Четвертый этап. Консультант и подросток совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).
Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных).
Профориентационное консультирование
Первичная консультация
- установление контакта с подростком;
- снижение уровня нервно-психического напряжения подростка;
- выяснение проблемы подростка;
- выявление мотивов выбора профессии;
- определение профессиональных интересов и склонностей;
- ориентация в состоянии здоровья и уровне квалификации подростка;
- информирование о профессиях;
- сообщение результатов экспресс-диагностики;
- определение возможностей обучения и трудоустройства;
- составление вместе с подростком его профессионального плана;
- оценка необходимости углубленной психологической диагностики;
- при необходимости направление на углубленную психологическую диагностику
Профориентационное консультирование
Вторичная консультация
Перед вторичной консультацией проводится углубленная диагностика - групповое или компьютерное тестирование интеллектуальных и личностных особенностей подростков.
- проверка и уточнение результатов тестирования;
- сообщение подростку о полученных им тестовых результатах;
- информирование подростка о выявленных психологических ресурсах, способностях и возможностях профессиональной деятельности;
- информирование подростка о выявленных причинах вероятных затруднений в процессе выбора профессии, профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности;
- предоставление рекомендаций о наиболее целесообразном направлении профессионального обучения, трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности;
- при необходимости совместная с подростком коррекция его намерений и профессиональных планов; - оценка необходимости специализированной психологической поддержки подростка и определение наиболее предпочтительных форм и методов психологической поддержки; “ при необходимости направление на индивидуальную консультацию или групповые занятия в целях психологической поллепжки.
Социально-профессиональная адаптация и профессиональное воспитание
Подготовка обучающихся к овладению конкретной профессией. На данном направлении наиболее значимыми задачами являются:
- проведение профессиональных проб, в том числе на предприятиях на которых возможно будущее трудоустройство выпускников лицея с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и определение пригодности учащихся к конкретному виду деятельности;
- формирование личной профессиональной перспективы обучающегося с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая коррекция
Наиболее эффективными методами специальной психологической коррекционной работы с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения (социальнопсихологические тренинги, профессиональные пробы и др.)