Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Саратовской области
"Хвалынский агропромышленный колледж"

Телефон доверия
Юридическая помощь
Министерство просвещения Российской Федерации
Россия против терроризма
Министерство образования Саратовской области
Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации
МИЦ Новости России
ГОСУСЛУГИ

Богацкая Татьяна Михайловна

 

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Хвалынский агропромышленный лицей»»

 

Формирование навыков самоконтроля

за процессом и результатом своего труда на уроках

учебной практики

 

Подготовил мастер п/о Богацкая Т.М. 

 

г. Хвалынск 2019г

 

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике, рынку труда объективно требует коренного повышения качества профессиональной подготовки, более высокого исходного уровня квалификации, который получает будущий рабочий в начале своего трудового пути. Рынок труда требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности граждан к труду, их профессиональной компетентности и возможностей дальнейшего профессионального роста. Мы постоянно работаем над тем, чтобы каждый наш учащийся понимал необходимость систематического и непрерывного обновления своих профессиональных знаний и умений. Для этого очень важно научить его самостоятельно находить источники информации, анализировать и обрабатывать её, выделять главное и применять в своей практической деятельности.

Среди многих навыков, которыми должен владеть каждый обучающийся, особое место занимают навык контролировать процесс и результаты своего труда. «Надо систематически работать над тем, - писал известный педагог и психолог С. Т. Шацкий, - чтобы у самого ученика создавалось умение оценивать себя как можно более объективно. Это гораздо важнее, чем подвергаться систематической оценке со стороны учителя».

Под самоконтролем в широком смысле понимается умение критически относиться к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, умение регулировать своё поведение и анализировать допущенные ошибки.            Следовательно, овладение профессиональными приёмами и навыками без активного самоконтроля невозможно. Не первый год, работая мастером производственного обучения и отчётливо понимаю, как важно систематически обучать ребят различным способам проверки, как своих действий, так и результатов работы. Для того, чтобы оценить правильность используемых методов обучения навыкам самоконтроля, я позволю себе остановиться на структуре и содержании самоконтроля.

Структура и содержание самоконтроля.

Самоконтроль является важнейшим компонентом профессиональной самостоятельности обучающихся.

Проведение самоконтроля требует волевых усилий, настойчивости, умение преодолевать трудности. Самоконтроль даёт обучающимся уверенность в своих силах и свидетельствует о достигнутом уровне самостоятельности и познавательной активности. Наряду с этим самоконтроль является важнейшим компонентом трудового процесса. С одной стороны, выступает как важнейшее условие успешного овладения приёмами и способами работы, профессиональными умениями и навыками; с другой, - умения самоконтроля помогают обучающимся добиваться высоких результатов своего труда.

В сложной системе учебного процесса самоконтроль находится в единстве с другими интеллектуальными компонентами, называемыми общетрудовыми - такими, как планирование своего труда, умение рационально его организовать, работать в оптимальном темпе , осуществлять элементарные ролевые

Самоконтроль условно подразделяется на 2 основные части констатирующий и корректирующий. Это деление довольно условно. Очень важно последовательно сформировать у обучающихся умение владеть тем и другим видом самоконтроля. Констатирующий самоконтроль осуществляется непосредственно с помощью контрольно-измерительных инструментов и приборов  это важная область деятельности наладчиков технологического оборудования т.к. они не только должны хорошо знать устройство широкого круга измерительных инструментов но и уметь пользоваться этими инструментами.

Корректирующей самоконтроль осуществляется с помощью анализаторов человека (слуха, зрения и т.д).

Обучающихся необходимо систематически обучать разнообразным способам проверки как своих действий, так и результатов работы.

Для успешного обучения самоконтролю решающее значение имеют:

  • условия производственного обучения
  • активность самих обучающихся в процессе обучения
  • оптимальное соотношение знаний и умений
  • фонд умственных приёмов, хорошо закреплённых в практической работе.

Остановимся на формировании умений самоконтроля у обучающихся специальность «Портной» в период производственного обучения на производстве.

В зависимости от характера выполняемой учебной работы и периода обучения  я условно поделила формирование умения самоконтроля на три уровня. Это отделение носит условный характер.

Самоконтроль первого уровня. Этот уровень соответствует первому курсу обучения. У ребят нет прочных профессиональных знаний, поэтому их не с чем сравнивать результаты своего труда и контролировать его. При рассмотрении учебного задания на вводном инструктаже мною объясняются и показываются способы самоконтроля, объясняются требования к использованию инструментов приспособлений, материала и т. д. Учащиеся под моим руководством усваивают эти требования и при изготовлении изделия соблюдают их. Это повторяется при выполнении нескольких учебных заданий, до тех пор, пока учащиеся усвоят способы самоконтроля. Вторым шагом в этой работе является коллективный разбор учащимися способов самоконтроля под руководством мастера. После этого учащиеся, соблюдая инструкцию, в соответствии с планом снова выполняют намеченное задание, контролируя свои действия и качество обработки. Третьим шагом становится самостоятельное планирование учащимися отдельных компонентов действий, составляющих трудовой в процесс, их последовательности и установление самоконтроля этих действий. На отработку навыков самоконтроля не следует жалеть ни времени, ни сил на протяжении всего обучения профессии.

Очень важно уже на начальной, периоде обучения добиться чтобы учащиеся овладели навыками распознавания отклонений от образца, проявляли самостоятельность в выборе последовательности способов исправления допущенных неточностей и в достижении поставленных задач.

В формировании навыков самоконтроля учащимся помогают специальные карты, в которых указаны объект контроля приемы и способы осуществления самоконтроля. Такие карты разработаны мною по наиболее сложным разделам программы производственного обучения. После рассмотрения на заседании методической комиссии они изготовляются в виде плакатов и применяются как дидактические средства для обучения учащихся.

В процессе изучения темы мастер объясняет учащимся способы самоконтроля, анализирует карту самоконтроля. Затем учащиеся пользуются картой самостоятельно. Она им помогает видеть места самоконтроля, последовательность его осуществления, актуализировать имеющиеся знания, практический опыт.

Карта самоконтроля

 

Технические требования к стачному шву при изготовлении легкой одежды.

 

Что контролировать

Как контролировать

Соединение боковых швов деталей полочки и спинки.

Соединение кокетки с полочкой

Соединение подрезов

Соединение плечевых швов деталей полчки и спинки, соединение рукавов с изделием, лифа с юбкой.

Обтачивания воротников, манжет, бортов, клапанов, хлястиков, поясов, горловины, пройм и др. деталей.

Притачивание планок, манжет, притачивание надставок к деталям из основной ткани.

Проверить расстояние от срезов деталей до строчки 10 мм.

 

 

Проверить расстояние от срезов деталей до строчки 15мм.

 

Проверить расстояние от срезов деталей до строчки 5 -7мм.

 

 

Проверить расстояние от срезов деталей до строчки 7-10 мм.

 

 

 

Самоконтроль второго уровня. Этот уровень характеризуется слиянием самоконтроля с трудовым процессом. Обучаемые уже могут контролировать свою работу, оптимально определяя частоту контроля и проверяя правильность выполняемых действий.

Отличительной особенностью этого уровня является развитие самостоятельности в работе, повышение чувства ответственности, умение совмещать контроль нескольких компонентов. Учащиеся начинают замечать отклонения от нормы в качестве обработки до специальной проверки. Самоконтроль и последующее корректирование отличаются высокими динамическими качествами. Едва уловив ошибку в выполнении операции, обучаемый прекращает работу и тут же приступает к уточнению причин погрешности (перекос напильника, неправильное приложение усилий и т. д) .

Нетвердые знания вопросов специальных дисциплин затрудняют самоконтроль. Поэтому знания на уроках производственного обучения необходимо совершенствовать и углублять.

Для успешного формирования у обучающихся умении, контролировать процесс и результаты своего труда я применяю систему упражнений по различным разделам самоконтроля:

1. Упражнения в пользовании поверочными контрольными инструментами (лекала, сантиметровая лента, шаблонами, лекальной линейкой, лекальным).

угольником).

2 . Упражнения в определения прямых и косвенных признаков самоконтроля.

3. Упражнения на выполнение действий по образцу, показанному мастером, или эталонному изделию.

4. Упражнения в планировании последовательности обработки деталей, в выполнения работы и т.д.

5. Упражнения в рациональной организации рабочего места.

6. Упражнения в выполнении действий согласно образцу.

7. Упражнения в составлении простейших планов обработки детали в выполнении работы.

8 Упражнения в чтении обработки технологической последовательности изделия.

Следует подчеркнуть, что ценность проводимых упражнений не в их числе, а в эффективности каждого упражнения в отдельности, в организации такой деятельности учащихся чтобы их действия не сводились лишь к воспроизводящей работе, максимально способствовали развитию самостоятельности и контроля Задачи в производственном обучении выступают в двух видах: вначале — как цель овладения общетрудовыми умениями и навыками, а затем (при овладении ими) — как средство достижения профессионального мастерства. Обучение учащихся решению практических задач в производственном обучении прямо связано с применением теоретических знаний в конкретной ситуации.

Самоконтроль третьего уровня. Отличительной особенностью самоконтроля на этом уровне является повышение его самостоятельности.j Стремясь уложиться в заданную степень точности обработок, обучающиеся совмещают проверку одного показателя с контролем других элементов и взаимосвязь между ними. Характер самостоятельных работ усложняется: по чертежам, технологическим картам изготовляются отдельные детали. Накопленный обучающимися опыт самоконтроля в подготовительный период необходимо совершенствовать в период овладения профессией. Поэтому, когда, на третьем курсе учащиеся занимаются изготовлением изделий не менее важное значение имеет обучение их пооперационному самоконтролю т.е. проверке качества продукции, объекта работы еще в ходе его выполнения по отдельным периодам и операциям. Разумеется, для этого учащиеся должны иметь соответствующего качества и точности мерительный инструмент, уметь правильно им пользоваться. И кроме того, важное значение имеет предоставление учащимся возможности в любое время проверить правильность выполняемой работы (изготовление деталей, изделий, выполнение работ на объектах и т.п.) на ученических постах технического контроля, для этого посты оборудованы соответствующим эталоном, приборами, инструментами и т.д. Сличение выполненной учащимися работы с образцами которыми пользуются на посту технического контроля способствует формированию умения самоконтроля. Критерием оценки успешности производственного обучения учащихся в этот период становятся умения осуществлять самоконтроль, работать без дефектно. Характер выполняемых учащимися работ становится более сложным на четвертом курсе, потому что они связаны непосредственно с наладочно-пусковыми операциями. Особое внимания уделяю развитию самоконтроля, осуществляемого с помощью органов чувств анализаторов. Этот вид самоконтроля очень сложен, он требует значительного опыта. Количественные показатели и связи, которые оцениваются при обучении учащихся этому виду самоконтроля  часто носят сложный функциональный характер, а их оценка основана не на анализе, а на интуиции. Как бы ни был оснащен труд рабочего разнообразными измерительными приборами, именно уровень развития умений и навыков корректирующего самоконтроля определяет квалификацию рабочего. Корректирующий самоконтроль означает сопоставление с намеченной целью того, что будет сделано, что запланировано. Он осуществляется прямым путем, когда учащиеся сами контролируют действия, и косвенным путем - через анализ качества продукции (от следствия к причине). Эти и другие приемы чрезвычайно важны для успешного развития самостоятельности в работе. Поэтому на этом этапе я применяю упражнения по выполнению учащимися корректирующего самоконтроля, задача которого — оценить правильность выполняемой работы, выявить отклонения от цели, определить целесообразность избранных путей устранения отклонений. Следует заметить, что в условиях производства невозможно каждый раз обращаться к инструменту. В каждой профессии есть определенный фонд обязательных знаний, умений и навыков, которые настоящему профессионалу необходимо твердо знать.

Понимая, что в наши дни проблема развития познавательной активности и самостоятельности молодого специалиста становится не только педагогической задачей, но и задачей социальной адаптации я уделяю ей такое большое внимание.

Заключение

Обучение учащихся самоконтролю, формирование у них умений контролировать процесс и результаты своего труда создают.

Благоприятные условия для воспитания непримиримого отношения к недостаткам в труде, самодисциплины, чувства долга, ответственности.

Практическое использование мною дидактических средств обучения и организация познавательной и практической деятельности обучающихся позволило мне добиться определённых результатов в формировании навыков самоконтроля за процессом и результатом своего труда. Учащиеся стали критически относиться к своим поступкам и действиям, научились регулировать своё поведение и анализировать допущенные  ошибки. Трудовая деятельность обучающихся стала более рациональной и как следствие этого повысилась производительность труда. Учащиеся научились выбирать в соответствии с конкретной обстановкой наиболее современные приёмы организации труда. Активный самоконтроль стал важным условием развития у обучаемых рационализаторской и творческой деятельности. Всё чаще действия ребят направлены на самостоятельный поиск. Решения производственно – технических задач, связанных с конструированием, созданием различных приспособлений, изменение технологии.

Пробелы в знаниях не накапливаются, а своевременно устраняются. В таких условиях каждый учащийся максимально может проявить свои способности. Главным результатом формирования умения самоконтроля в учебном процессе является углубление знаний. Это придаёт обучающимся уверенность  в своих силах. Они не бояться нового в технологии, известные способы действия не сковывают их идеи. Такие выпускники всегда востребованы на производстве.