Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Саратовской области
"Хвалынский агропромышленный колледж"

Телефон доверия
Юридическая помощь
Министерство просвещения Российской Федерации
Россия против терроризма
Министерство образования Саратовской области
Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации
МИЦ Новости России
ГОСУСЛУГИ

Методическая разработка по теме « Современный урок истории»

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательноеучреждение

Саратовской области

«Хвалынский агропромышленный лицей»

Методическая разработка по теме:

« Современный урок истории»

Преподаватель истории

Казарина А.А.

Введение

На современном этапе перед педагогом стоят задачи, которые заставляют вести поиск и определение новой модели преподавания, требуют внедрения новых технологий в процессе обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности педагог должен учитывать быстрые темпы роста объема информации, изменяющиеся  разнообразные средства доступа  к ней и необходимость умения ориентироваться в потоке информации, все это предъявляет высокие требования к интеллектуальным качествам личности.

Руководящим документом в деятельности преподавателя истории Российской Федерации является «Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по истории», который определяет следующие цели изучения истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования:

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  5. формирование исторического мышления-способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

По-прежнему основной формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет реализовать вышеназванные цели изучения истории в школе, остаётся урок. В педагогических исследованиях, посвященных формам организации обучения, мы встретим несколько классификаций типов уроков (Векслера С.И., Чередова И.М., Селевко Г.К.)

И в каждой  из них непременным составляющим элементом является повторительно-обобщающий урок.

Педагогические технологии на современном уроке

1. Личностно-ориентированная технология.

В центре внимания педагога находится уникальная целостная личность ученика, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях ( Беспалько В.П., Бондаревская Е.В).

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. В.С.Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении – только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение – всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Т.о. фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению.

Но следует учитывать, что духовные, физические, интеллектуальные возможности учеников ещё пока слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами  обучения и проблемами. Поэтому ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической и духовной природы ученика, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. В реализации поставленных задач большую помощь преподавателю может помочь рабочий лист.

 Рабочий лист ученика - это совокупность заданий, последовательное выполнение которых позволяет каждому ученику самостоятельно и успешно реализовывать цели занятия, учитель на уроке направляет и организует деятельность ученика, корректирует результат его деятельности. Особую роль в индивидуальной поддержке педагог должен придавать созданию ситуаций успеха, условий для самореализации личности, повышению статуса ученика.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, которые будут способствовать развитию личности ребёнка. В первую очередь, к таким методам относятся активные методы обучения.

2. Активные методы обучения.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учеников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. (Вербицкий А.А., Власова В.Н.) Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

В соответствие с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность, выделяют три уровня активности:

  • активность воспроизведения – характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;

  • активность интерпретации – связано со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

  • творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято принимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений. Основной дидактический приём «включения» мышления учеников на уроке – создание проблемной ситуации.

3. Проблемное обучение.

Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И.Махмутов: проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором

  • сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки,

  • система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности,

процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. М.И.Махмутов указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:

  • при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

  • при организации практической работы обучаемых;

  • при пробуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;

  • при формулировании гипотез;

  • при побуждении обучаемых к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

  • при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;

  • при исследовательских заданиях.

При организации проблемного обучения нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов). Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно: уровень знаний по изучаемой теме, интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития. В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления» обучаемых разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:

  • вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

  • вопросы с помощью которых педагог преднамеренно сталкивает противоречивые суждения, мнения, оценки великих людей, учёных самих обучаемых;

  • задания на сравнение, сопоставления и т.п.

И.А.Ильиницкая считает, что при разработке и постановке системы проблемных ситуаций именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная, доминантная и ряд вспомогательных. Формулировка основной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.