Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Саратовской области
"Хвалынский агропромышленный колледж"

Телефон доверия
Юридическая помощь
Министерство просвещения Российской Федерации
Россия против терроризма
Министерство образования Саратовской области
Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации
МИЦ Новости России
ГОСУСЛУГИ

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

 «Хвалынский агропромышленный лицей»

 

Методическая разработка

 

Тема: «Перспективы развития и

подготовки учащихся к

 военной службе на уроках ОБЖ»

Разработал   преподаватель:        Митрофанов П.Н.

 

Цель:  Раскрыть дополнительные пути развития подготовки учащихся к будущей военной службе на уроках ОБЖ, а также    внедрение новых методов обучения для более качественного восприятия изучаемого материала.

 

1. Вступление.

Курс ОБЖ представляет собой  междисциплинарных  область научных знаний, охватывающих теорию  и практику защиты человека от основных и вредных факторов среды обитания во всех сферах  человеческой деятельности.  Качество подготовки по ОБЖ во многих вопросах определяется методикой преподавания курса, который подразделяется на два основных вопроса:   1.ОБЖ

2.Основы военной службы.

        Методика преподавания ОБЖ и ОВС – это совокупность форм, способов и приемов обучения   и воспитания, учащихся безопасному поведению в окружающем мире. Раздел ОВС является основным  заключительным этапом в процессе среднего образования, дающим  необходимые начальные знания для очередного жизненного уровня молодого поколения, т.е.  службе в ВС РФ, что является обязательным для каждого юноши нашей страны согласно основных  знаков государства.

Таким образом, изучение ОВС осуществляется с целью    формирования у обучаемых внутренней готовности к особому виду государственной службы – к службе в ВС РФ.

 

П. Основная  часть .

  1. Военная служба – особый вид деятельности человека.

Усвоение данного раздела в обучении должно способствовать более быстрой адаптации будущего воина к условиям армейской среды. Короткий срок – 2 года – службы в армии, без начальной военной подготовки дается юношам очень трудно, так как  необходимо не только  подчинять свое мировоззрение новой обстановке, т.е. научиться  выполнять приказы, но еще и изучать сложную боевую технику, овладеть практическими навыками  владения вверенным оружием в любой самой сложной обстановке. Поэтому главной задачей курса ОВС является изучение сущности и содержание военной деятельности, основных задач ВС РФ,  предназначение  видов и родов войск, уяснения роли военной службы в гражданском нравственном , профессиональном и физическом становлении личности.

Изучая структуру и содержание воинской деятельности , необходимо заострить внимание учащихся на том, что военная деятельность –  это  процесс выполнения людьми задач военной службы, изучение боевой техники и оружия, несения боевого дежурства, ведения боевых действий и т. д.  Основными видами являются  учебно-боевая и боевая деятельность.     Учебно-боевая деятельность – это вид воинской деятельности с целью подготовки личного состава к настоящим боевым действиям в условиях войны. Поэтому основными методами являются занятия, учения, тренировки, боевые стрельбы  и другие мероприятия,  в ходе которых военнослужащие изучают различные учебные  предметы и такие как тактика и стратегия ведения боя, огневая, строевая и физическая подготовка, подготовка  по изучению персональной  техники, ОМП и защита от   него.  При этом каждый предмет  предусматривает не только теорию, но и практику:  отработка нормативов и учебных задач  в условиях  реально приближенных к боевым. Таким образом, изучение  раздела ОВС должно более глубоким образом охватывать подготовку подрастающего поколения.       

Какие вопросы должны более глубоко раскрыть  основные задачи по изучению ОВС? 

Какие методы лучше применить для изучения раздела ОВС?  Постараемся рассмотреть это во  втором вопросе.

 

2.      Основные направления развития подготовки учащихся   к ВС и методы их решения.    

 

В ходе обучения ОВС следует  стремиться к обеспечению связи изучаемого материала со знаниями , полученными учащимися по курсу истории и обществознания, с важнейшими политическими событиями в нашей стране и за рубежом, с героическим  прошлым нашего Отечества, подвигами советских воинов в годы Великой Отечественной войны, а также при выполнении воинского и гражданского долга в ходе антитеррористической операции в Чечне.

Занятия должны проводиться в основном в форме рассказа или беседы, с использованием схем, плакатов, диафильмов, учебных кинофильмов и других средств изобразительной и предметной наглядности.

Основное направление обучения:

  • это изучение назначения и исторического развития ВС РФ, что дает учащимся возможность представить себя вооруженными защитниками Отечества, стратегически важных объектов, активным участником любых отдельных  формирований для ликвидации аварий и последствий катастроф, вооруженных конфликтов, которые угрожают интересам страны.
  • это изучение структуры ВС РФ , видов и основных родов войск, их многообразие, большое количество воинских специальностей, которыми могут овладеть учащиеся в ближайшем будущем.
  • это формирование качеств и мастерства, необходимых для быстрого перехода войск и осуществление активных действий в любой обстановке, для чего часть времени посвятить тактике ведения современного боя, где основное значение имеет связь  теории и практики в овладении современным оружием, с одновременной защитой от оружия массового поражения, огня артиллерии и ударов авиации, активных действий террористов.

Следующее направление – изучение правовых основ военной службы, которое способствует привитию любви и уважения к военной профессии, развитию стремления юношей достойно отслужить рядах ВС РФ. Конечно, основной упор сделать на законы, где четко просматривается долг каждого гражданина  РФ: отслужить в армии, о чем сказано в Конституции РФ и Законе об Обороне. Необходимо  разъяснить юношам и девушкам, что это почетная обязанность каждого, и если законодательством допускаются какие-то ограничения, то это обусловлено спецификой военной службы. Военнослужащие – это не только военнообязанные, так как им сохраняются все права, предусмотренные Конституцией РФ. Время нахождения на военной службе засчитывается в трудовой стаж, сохраняется право на отдых,  военнослужащий может быть избранным в любые органы государственной власти. Основными законами военной жизни являются   воинские уставы – это своеобразный кодекс, свод законов , которые регламентирующих военную специфику, определяя уклад всей армейской жизни.

Другой вопрос – это жизнь воинских коллективов, как неотъемлемая часть уклада армейской службы. воинский коллектив – это организм живущий по своим законам, расписанию, имеющий общие обязанности, совместный труд, систему органов самоуправления, взаимоуважение и понимание друг друга. Приводя примеры воинской дружбы и «чувства локтя», необходимо раскрыть задачи по изучению коллективного вида оружия, т.к. в основе любой техники заложены знания не одного человека, а всего расчета, экипажа, т.е. маленького коллектива, у которого общая задача, где от одного зависит успех всех. но и здесь следует разъяснить, что не только дружба лежит в основе успеха, а воинский коллектив – это строгое и точное распределение обязанностей.

Раскрывая вопрос о размещении, жизни и быта военнослужащих, ознакомить учащихся в реальной жизни с бытом военнослужащих, что желательно провести на практике в любой воинской части, за которой закреплено учебное учреждение. Тесная связь с руководством , должна подкрепляться необходимыми материальными средствами, т. к. удаленность воинской части требует больших затрат на перевозку учащихся. Занятия целесообразно провести в виде сборов на территории  части или с использованием видеофильмов о внутренней жизни воинских частей.

Здесь же полезно провести практическое занятие по огневой подготовке, используя базу (тир, стрельбище) этой воинской части. По возможности прямо на полигоне с реальными целями, в условиях приближенных к боевым, потому что в учебных классах невозможно показать реальные представления о современном бое, его масштабах и скорострельности вооружения. Современные виды оружия автоматизированы на столько, что человек физически не может работать с такой скоростью как ЭВМ, но он должен понять уже сегодня , что придется выполнять управление всеми видами процессов, происходящих при работе военной техники и знания полученные при начальном профессиональном обучении будут основой, причем готовым фундаментом в его сознании для дальнейшей успешной надстройки получаемых в армии знаний.

Таким образом, незаметно решается вопрос о создании психологии военного человека, постоянно готового к исполнению своего обязательного и человеческого долга перед Отечеством, своей Родиной. Для более качественного использования учебной базы воинской части, необходимо проведение пятидневных учебных сборов, организованных воинским комиссариатом города совместно с управлением профтехобразования, т. к. это требует материальных затрат. Совсем не лишняя и помощь спонсоров – предприятий заинтересованных в развитии ВС РФ.

 

3.  Заключительная часть.

Изучение курса « Основы военной службы» должно положительно отразится в обучении каждого учащегося, дать знания и первый опыт коллективной работы, где теорию нужно воплотить в практику, каждый должен свое место и роль в жизни нашей Родины. Посильная помощь от каждого должна привести к успеху общего дела. Гражданский долг будет выполнен настолько, насколько образование будет готово «вдохнуть» каждому учащемуся его определенные навыки, задачи и знания, усвоенные на занятиях по БЖД и ОБЖ.

В настоящее время важно знать, что возникла необходимость готовить себя к военной службе как самому опасному виду деятельности: морально, физически и практически, - формируя воина – гражданина.

Рассмотренные задачи и перспективы подготовки могут быть дополнены еще многими направлениями для улучшения результатов обучения. Причем методы могут развиваться и совершенствоваться, но главная задача – охватить всех и каждого, больше индивидуальности в работе, больше практических ситуаций, из которых каждый учащийся должен найти правильный выход.